Форум белорусских пилотажников
http://f3a.bestforums.org/

Наша история в картинках
http://f3a.bestforums.org/viewtopic.php?f=35&t=159
Страница 2 из 3

Автор:  Viktor07 [ 25 янв 2012, 23:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Одна из первых (скорее первая) успешно летающая модель радиоуправляемого вертолёта, изготовленная в Беларуси.

Изображение

Модель создана в середине 80-х годов 20-го столетия известным белорусским спортсменом - моделистом Иваном Муковозчиком.
Все комплектующие и детали этого вертолёта собственного изготовления.
Даже такая мелочёвка как шаровые наконечники тяг (пластик - литьё под давлением..) и прочее, всё изготавливалось самостоятельно спортсменом.
В те времена ничего не покупалось, практически всё делалось моделистами, а необходимые материалы доставались (приносились... :) ).
По тем временам конструкция считалась довольно сложной, хотя в этой модели отсутствует управление общим шагом, что тогда было сложно конструктивно реализовать.
Тем сложнее была эта модель в управлении!!!
Гироскоп или какой либо стабилизатор хвостовой балки - тоже не устанавливался.
Эта модель вертолёта летала, и причём довольно неплохо (даже иногда перевозила "грузы" :D )!
Но это всё - благодаря только феноменальным способностям её пилота.

Изображение

Вот модель в полёте над пятаком на Боровой (г.Минск).
Тем кто хочет понять как это тогда леталось - попробуйте отключить гироскоп и использовать только дроссельную заслонку (только управление оборотами двигателя, общий шаг не трогать).
Думаю адреналинчика глотнёте ;) .

В последующих моделях И.Муковозчика управление шаг - газ было реализовано (в вале ротора - продольный паз для тяги... ).
Это примерно конец 80-х годов и тогда же в 1989 году был установлен первый гиростабилизатор хвостовой балки, японского производства.
Этот примитивное гиро представляло коробочку ( кубик 5 на 5 см).
Внутри был коллекторный электромоторчик (такой как в тогдашних сервах). На обоих концах вала насажены латунные маховички.
Все это завешено на кардане, задемпфировано и на ось датчика (потенциометр).
Схема простейшая , микротоковая логика (несколько dip).
В корпусе имелось две регулировки, что бы что то изменить - модель нужно было посадить.
Врубалась эта штука в канал перед серво шага хв.винта.

Фото из моего архива.

Автор:  Viktor07 [ 26 янв 2012, 00:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Какую аппаратуру использовали пилоты RC в первой половине 80-г годов прошлого века?
Вот пример такого передатчика - новинка 1983-85 года от известной фирмы GRAUPNER.

Изображение

Одна из первых модификаций известного пульта от GRAUPNER PCM 18 (на основе базовой 6014 с PPM кодировкой).
Тут впервые применена кодировка PCM. ( В начале это новшество вызвало массу нареканий, по словам пилотов - сомнительная надёжность...).
Аппаратура принадлежала белорусскому спортсмену, неоднократному чемпиону СССР и стран "варшавского" содружества - Ивану Муковозчику (планер F3B).
Базовая система имела FM модуляцию в полосе 35мГц. Надёжная электроника и точная механика стиков, удачная эргономика и ёмкая батарея - это всё безусловно плюс!
Но настройки расходов и прочее, к чему мы сейчас все привыкли и не задумываемся об этом, были достаточно сложны и неудобны.
Например, чтобы получить экспозависимость на стиках, нужно было устанавливать отдельные модули с крутилками - где эти экспоненты и "выкручивались".
Так же с расходами и реверсами.
Привычного нам ЖКИ экрана даже с самым примитивным меню в то время и в помине не было.
На фото видны шильдики с рисунками, куда в место них можно было установить нужные модули для всяких таких регулировок, но это по желанию спортсмена и за отдельную плату! :)
В данном передатчике мы видим какую "набивку" использовал И.Муковозчик для управления планером (крыло имело развитую механизацию - элероны + флапероны и тормозные щитки, но это отдельная тема).
Такая аппаратура была несбыточной заоблачной мечтой любого рядового моделиста.
Счастливыми обладателями GRAUPNERов, Футаб, Вариопропов и прочего "чужестранного чуда" могли стать только сборники и в основном минчане.
Все распределялось через ЦАК ДОСААФ.
Остальные довольствовались совковыми одороблами типа Супранаров, Новопропов, или самоделками (что лучше, но про это позже отдельно).
До появления первых пультов с жки - экранчиками и программируемыми установками нужно было ещё ждать!
Всё это начало появляться только к началу 90-х годов.

Фото из моего архива.

Автор:  Viktor07 [ 04 фев 2012, 19:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Какая была раньше FUTABA?
Вот чем поделились украинские друзья!
Константин Рябоконь прислал немного фото и рассказал о Футабе начала 70-х годов прошлого столетия:


Изображение
Корпорация "Футаба дэнси ко ге кабусики-гайся" - Основана 3 февраля 1948 года как производитель вакуумных приборов для радиопромышленности и электронно лучевых трубок.
Оборот компании по состоянию на 1 апреля 2010г составил 22 558 млн. иен, число работающих - 5263 чел.
Расположена на острове Хонсю, г. Мобара, префектуры Тиба.


Изображение
На снимке цифровая пропорциональная R/C система FUTABA FP-4JN . Рабочая частота 27 , 12 мГц .
Модуляция амплитудная (AM). Каналы 1-30 . Цветовые коды . Промежуточная частота 455 кГц .


ИзображениеИзображение
Константин работал на 4-м канале (коричневый) и 27-м (зеленый).
Передатчик имеет разьем для зарядки аккумулятора емкостью 500 мАh (8 элементов по 1 25 В), стрелочный индикатор состояния заряда батареи .
Дата выпуска аппаратуры-1973г. Куплена в 1974г . Летал с ней 4 года. Затем была продана.


Изображение
Укомплектована 3 мя серво FP-S2. Антенна телескопическая. Крепление - накидная гайка.
Корпус окрашен эмалью. Цвет - кофе с молоком.

Автор:  Viktor07 [ 10 фев 2012, 21:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

А это сервомеханизм от известного в начале 80-х годов 20 века комплекта р/у SIGNAL FM7 производства ГДР .
Производила её фирма PIKO elektronik - многим известная как изготовитель железнодорожных наборов игрушек.

Изображение

Эта аппаратура управления была более доступна, даже брестский СТК имел в то время такой комплект.
Хоть это и не "фирмА", но с помощью её можно было довольно сносно пускать модели (в основном планера, т.как от вибрации в моделях с ДВС иногда были проблемы). Семь пропорциональных каналов, частотная модуляция (FM) и серво со встроенной электроникой (мостовая схема управления э/мотором), однополярное питание - 4,8V ( 4 NiCd акк.) - несомненное по тем временам преимущество!
На этой серво и ее упаковке объязательно писали: - Mit Elektronik.
Многих сейчас удивит такая оценка качеств , но среди совковых комплектов р/у таких серво с электроникой просто не существовало (дешифратор и сервоэлектроника были в одном корпусе с приёмником, питание - от "спаренной" батареи из 8 NiCd акк. с отводом от средней точки, а к сервомеханизму "тянулся" жгут проводков ( к э/мотору и датчику угла поворота/потенциометру ОС.)

Автор:  Viktor07 [ 11 фев 2012, 17:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Украинский моделист Константин Рябоконь поделился своими воспоминаниями и рассказал о
системе управления модлями Digital TX/RX-14 фирмы GRUNDIG.

Изображение

Аппаратура Digital TX/RX-14 фирмы GRUNDIG - образец самого высокого класса пропорционального управления на дискретных элементах .
Производилась в ФРГ до 1967г. Собрана на полупроводниках(30 транзисторов, 61 диод).
Mощность излучения-0,6Вт. Рабочая частота-27мГц. Модуляция АМ. Применена кодировка сигнала управления, типа PPM (что отражено в названии - Digital).
Стальной корпус. Антенна - телескопическая выдвижная длиной 1,46м. Масса-2,1кг. Питание 12В с потреблением - 100мА.
Аккумуляторы дисковые NiCd, емкостью 1000 мАh. Время устойчивой работы до 8 часов.

Изображение

Приемник супергетеродин (полуповодники - 54 транзистора и 59 диодов). Масса-130г. Основной модуль 59x43x98мм, дополнительный 58x41x18мм.
Антенна- 800мм. Питание 12В при токе потребления до 50мА .
В комплекте семь сервомеханизмов DIGIMATIC-R (В болгарском варианте для летающих мишеней они назывались ПЕЛИКАН).
Редуктор 700:1 (материал - бронза). Масса 60г х7шт. Размеры 59х20х44 мм. Время отклонения (скорость) - 0,4 сек/45гр.
Усилие 20Н/см (при токе потребления Imax = 150 мА). В редукторе - муфта скольжения для защиты от сильных ударов.
Такая же система управления (некоторое подобие... ;) ) производилась в странах соц.содружества(Болгария) для военных целей - управление летающими мишенями.

Изображение

Этот комплект Константин приобрёл в ФРГ (б/у), в хорошем состоянии, но с обломанной антенной.
Эксплуатировал три сезона (с 1978 по 1980гг).
Затем продал и приобрёл VARIOPROP 12S !!! АМ/27 мГЦ - желтый! Об этом далее...

А вот сам Константин облетывает свой планер:
Изображение
Константин Рябоконь. Облет нового планера, г.Луганск - 1980г.

Автор:  Щорс [ 12 фев 2012, 08:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Изображение

Нашел эту фотку в моделке у Ганжи.
Год точно не известен, но по знакомым лицам примерно 87-89. Кроме гомельских тут еще и украинские спортсмены.
Судя по тому, что медаль у Назаренко - это были соревнования по кроссовым планерам.

Перечисляю, кого помню:
- верхний ряд слева-направо:1- Храпатый Юрий (?), 2-Шилов Игорь,3-Макаров В.,4-Власов Петр, 5- Ярошевич Алексей, 6- Ленков Сергей
- верхний ряд справа-налево: 1- Махницкий, 2- Наполов Дмитрий, 3- Ганжа Александр
- нижний ряд слева-направо: 1- Белоусов Олег, 2- Авчинников Игорь, 3- Назаренко Виктор, 4-, 5- Бобков Николай, 6- Литаш Александр.

Автор:  Щорс [ 17 фев 2012, 21:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Изображение
Одно из первых закрытий сезона в Зябровке, год 95-96.


Изображение
Республиканские соревнования в Минске, 2001г.


ИзображениеИзображение
и копии были в Республике...

Автор:  Viktor07 [ 19 фев 2012, 13:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Валерий и Александр Ткачуки (г.Харьков, Украина) прислали интересное фото, где изображены
спортсмены - авиамоделисты из Белоруссии и Туркмении.
Это было ещё во времена СССР!

Изображение
Слева-направо: А. Гайдашов (Белоруссия, Минск), Кули Атаев (Туркмения), Владимир Ниязов (Туркмения), Ткачук Валерий (тогда Туркмения),
Иван Муковозчик (Белоруссия, Минск), кто - то...???(Туркмения), Николай Бобков (Белоруссия, Гомель).

Где это и когда Валерий Ткачук не помнит, но возможно в Прибалтике или где-то в тех краях.
Если кто может подсказать точное время и место съёмки - пишите!

Автор:  Viktor07 [ 28 фев 2012, 13:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Вот пример самодельной аппаратуры р/у середины 80-х годов 20-го века.

Изображение

Комплект в единственном экзэмпляре был изготовлен автором этой темы (собственноручно мною) в 1986 году.
Материалы и комплектующие - всё что было под рукой. Корпус передатчика (и приемника) - фольгированный стеклотекстолит.
Очень удобный материал - можно и припаять и как экран или изолятор.

Изображение
Вид передатчика изнутри.

Изображение

Модуляция амплитудная - 27мГц.
Выходная мощность - 1ВТ.
Семь пропорциональных каналов управления - кодировка PPM.
Собрана на дискретных элементах кроме приёмника (174ХА2) и дешифратора (малотоковая 134 серия).
Корпус передатчика изготовлен из фольгированного стеклотекстолита.

Изображение

Питание передатчика от 10 NiCd аккумуляторов (быстросъемный моноблок от какой то радиостанции).

Изображение

Серво "ПЕЛИКАН" от болгарской аппаратуры управления летающими мишенями.
Эти сервы были очень "медленные", и на основе их пришлось самостоятельно изготовить несколько штук боле быстрых (на фото - красный корпус). От пеликанов была использована часть редуктора (дополнен изготовленными отдельно латунными шестернями), потенциометр ОС, и электромоторчик.
Э/мотор от этих болгарских серв был достаточно качественный (полый ротор и прочее). Таких крутых по тем временам моторчиков в совковых одороблах не применяли!
Эти переделанные из Пеликанов сервомеханизмы , были "пустые", т.е электроника сервопривода конструктивно была расположена в одном корпусе с приёмником, а к серво тянулся жгут проводов.
Приёмник, дешифратор и сервоусилители - конструктивно выполнены в одном корпусе.

Изображение

Чтобы минимизировать размеры бортового блока, приходилось слегка "спиливать" оболочку конденсаторов и прочее. В силовых ключах применялись чешские германивые тарнзисторы из за их малогабаритного корпуса. Питание бортовой части аппаратуры двухполярное (2 по 4NiCd) с отводом от середины пака, так как в сервоусилителях не применяли мостовую схему. С таким питанием было много проблем, что часто приводило к неполадкам.
Эта аппаратура относительно успешно ;) эксплуатировалась мною несколько лет на летающих моделях , а впоследствии с новым приёмником и более "современными" сервами уже мой сын гонял всякие там каталки и машинки.

Изображение

Вот такое когда то было оно - чудо самодельного творчества!
До сих пор хранится в "домашнем музее" под присмотром кота Рыжика!
Но что было делать? Летать хотелось, а зарубежная фирменная аппаратура была не доступна :( .
Применять для управления летающих моделей "совковые одоробла" производимые нашей промышленностью тех времён типа "Супронара" или "Новопроп" (да и потом впрочем...) - это был путь в никуда!

Автор:  Viktor07 [ 18 мар 2012, 20:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Наша история в картинках

Чемпионат СССР по р/у моделям (F3A, F3B, F4C) Донецк, (п.Моспино) 13-18 августа 1989г.
Еще одна интересная страничка из истории соревнований р/у моделей!

Изображение
На фото:
Команда спортсменов из БССР:
- возглавляет шествие многократный чемпион СССР и стран Содружества Иван Петрович Муковозчик (на фото - слева, г.Минск - планер F3B).
С букетом цветов и с "хлибом та силью" , представитель команды А.Гайдашов (Минск).
Правда, почему то команда не в полном составе, но кто знает, может Николай Бобков уже усиленно тренировался ?

Тогда мне представился случай быть одновременно свидетелем этих интереснейших соревнований, а так же судить пилотаж и кроссовые планера.
В качестве судьи я был направлен от ЦК ДОСААФ БССР.
Обучаясь весной 1989года на курсах повышения квалификации в Минске (Республиканский учебный комбинат ГКС БССР),
я имел массу свободного времени (после занятий!), и почти всё время пропадал на Боровой (благо - жил тогда совсем рядом).
В то время ( и после) я очень тесно общался с Иваном Муковозчиком ( на сколько это был гениальный спортсмен - моделист и просто человек - можно писать много и не в этой теме) и постигал его уникальную технологию изготовления моделей (в том числе и вертолётов). Тогда же на Боровой (без отрыва от всех удовольствий... ;) ) я прошел обучение и получил квалификацию судьи Республиканской категории (уд № 414 от 20. 04. 1989г. - до сих пор храню как память!).

Изображение
На фото судейская бригада (слева на право):
в первом ряду - Владимир Шацило (Ленинград), Виктор Вербовенко ( Брест)...
во втором ряду - Виталий Тагаев (Киев), Константин Рябоконь (Ворошиловоград)...
(если кто вспомнит других людей на фото - пишите в личку, добавим!).

Соревнования проводились в трех категориях (F3A, F3B, F4C).
Как это было можно посмотреть на некоторых фото , которые сохранились в моем личном архиве.
Пока фото не так много, но надеюсь найти ф/пленку , т.что возможно добавится!

Изображение
На фото :
Иван Муковозчик БССР (с пультом управления GRAUPNER PCM 18) ждёт разрешение на старт!
Справа А.Гайдашёв держит кроссовый планер спортсмена (один из уникальнейших планеров F3B, которые разрабатывал и строил тогда И.Муковозчик).

Планер И.Муковозчика был достаточно высокотехнологичным изделием, конструктив - полный композит!
Развитая механизация ( элероны + флапероны, тормозные щитки, цельноповоротный стабик..- все это крутило куча серв).
Для выполнения разных упражнений (их в туре было три), можно было менять аэродинамику и вес (для чего в специальные крыльевые пеналы диаметром около 20 мм вставлялись дополнительные свинцовые болванки).
Старт с помощю электролебедки, причем у каждого спортсмена проверялось стартовое оборудование на соответствие тербованиям).

Скажу сразу, что тогда на соревнования Иван добирался поездом, и всю амуницию тащили в ручной клади (модели, аппаратура, лебёдка и свинцовый аккумулятор, ну и скудное пропитание что б не скучать в пути :lol: ). На вокзале в Донецке их встречали и уже везли к поселку Моспино автобусом.
Про Донецк можно писать отдельно, но пока мы ехали от вокзала, то город ни как не кончался , а поселок Моспино все ни как не начинался, хотя он был почти рядом.
По пути следования сплошные горы выработки от угледобычи, все это излучало копоть, дым.., шахтёры с печальными и уставшими лицами (мягко сказано) на которых контрастно выделялись глаза с черными и несмываемыми "тенями " на веках от навсегда въевшейся угольной пыли.
В те дни было не обычайно жарко для августа!

Хочу отметить, что судейство планеров F3B в то время было организовано на должном уровне!
На дальней базе стояли световые маячки и звуковые сигнализаторы (судья на дальней базе только жал кнопку, при пересечении её моделью).
Одно из удобств, что по звуковому сигналу от судьи на дальней базе - пилот мог тут же начинать делать разворот и без залёта выполнять обратную ходку (не глядя на отмашку флажком).
Вся эта "электро аудио сигнализация" была связана между собой километрами проводов к главному судейскуму столику, где информация обрабатывалась (напоминаю - компьютеры тогда еще для этих целей не применяли :( :lol: ).

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/